Найти, сравнить и купить авиабилет

100 ответов от "Летчика Лехи". Часть-1


Пилот Алексей Кочемасов, известный в рунете как блоггер "Летчик Леха" http://letchikleha.livejournal.com/ в Новогодние праздники отвечал на вопросы своих читателей. Мы представляем Вам первую часть ответов.


1) Есть ли какие-то обычаи/традиции у экипажей по встрече Нового Года в полете?

- Ну как обычно, поздравления с Новым годом встречных самолётов и наземных служб и пассажиров ну и по чашке новогоднего кофе.

2) Что думаете о самолете Суперджет-100? И вообще о перспективах Российского самолетостроения?

- О самолёте думаю хорошо, а вот о перспективах не очень. (очень боюсь, что SSJ ждёт судьба Ту-204. Задумка отменная, исполнение......)

3) А что-нибудь слышали про 204СМ? Ваша оценка его перспектив.

- Слышал. Пилоты говорят что просто фантастический самолёт. (правда и простой 204й с новой авиаоникой очень даже не плох) А вот перспективы..... Как обычно, ни чего радужного.

4) Что традиционно желают лётчикам и есть ли штатный холодильник на як-42?

- Про Як-42 не скажу (не знаком с самолётом)
   Желают обычно: Встречного ветра на взлёте и попутного на эшелоне!

5) А почему встречного на взлете? Он же тормозит.

   - Кого он тормозит ? :-) Он наоборот даёт прирост скорости! Самолёт держится в воздухе из за набегающего потока и чем он сильнее, тем самолёту проще. Аэродинамика однако! :-)))

6) А что, не было случаев, когда шедший на одном двигателе с остатком 200кг и не убирающимся шасси зависал над зеброй при встречном ветре? Поэтому с конвейера он не взлетит (если у него конечно нет ракетных ускорителей). Значит ваши слова поддерживают мою точку зрения на этот вопрос, однако )))

- Ха! Самолёт не от конвеера отталкивается , а от воздуха и самолёту абсолютно фиолетово, с какой скоростью будет крутиться конвеер!
это как скорость света, она ни с чем не складывается, так же и тут. С какой бы скоростью не раскручивали конвеер, самолёт всё равно будет по нему двигаться с ускорением равным придаваемым ему двигателями и скорость подачи конвеера он просто не учитывает.

7) Алексей, подскажите, говорят самые продажные врачи на ВЛЭК у АФЛ. Даже есть ты слепой и за 200 кг вопросы решаются за грязные зеленые бумажки.
    И еще. У вас военник или удостоверение офицера запаса?


- У меня удостоверение офицера запаса (я же кадровый офицер и служил в ВВС и ВТА)
  ВЛЭК в Аэрофлоте не проходил, но скажу, что если зрения нет, то купить его невозможно.

8) Есть ли отзывы от коллег о Суперджете и Ан-148 - как они в эксплуатации?

- Есть. Особых жалоб нет, (ну во всяком случае с кем я говорил, не плевались особо) есть конечно и претензии, но они есть на всех типах.

9) Не так давно летал с КВС в аэрофлоте, судя по голосу и по виду - не больше 25ти лет )) Вот в связи с этим вопрос - каким образом в 24-25 лет пилот может стать КВС в такой компании? И Ваше мнение насчет молодых пилотов в целом - способны ли они в критические моменты, если таковые не дай Бог возникнут, справиться с такой психологической нагрузкой.

- Я знаю КВС, который им стал на В-737 в 22года. Сейчас ему 26 и он КВС В-757. Никаких проблем в этом не вижу. Другой вопрос, что далеко не все успевают к этому возрасту "повзрослеть" , но те которые сели в кресло командира, действительно его достойны. В молодости всё усваивается и познаётся в разы быстрее. (лично у меня в 22 года был допуск на доставку и применение ядерного оружия)

10) Алексей, как долго можно находиться в небе и не думать о земле, как долго можно находиться на земле и не вспоминать о небе и есть ли ЧТО-ТО, что заставить забыть об этих двух (я думаю равноважных) вещах или если угодно понятиях?

- На земле очень тяжко становится уже после пары-тройки недель, а там.. А там всегда хорошо. Забыть о работе (о небе), пока ни что не заставляет.

11) Почему при взлете и посадке выключают в салоне свет. Чем он мешает пилотам/самолету/наземным службам?

- Свет выключают для того, что бы глаза пассажиров адаптировались к естественному освещению. Если это ночь, то в случае аварийной ситуации на взлёте, или посадке (если вдруг, не дай Бог придётся срочно эвакуироваться) человек должен хоть что-то видеть. Если оставить в салоне свет, а потом вдруг резко его выключить, то сколько вам понадобится времени, что бы адаптироваться к полумраку?

12) Почему во Внуково самолеты приземляются с двух сторон взлётно-посадочной полосы, если система автопосадки стоит только с юго-восточного направления?

- В природе не существует никаких систем "автопосадки". Возможность посадки в автоматическом режиме определяется наличием оборудования на самолёте, а не на земле. На аэродроме есть КГС (курсо-глиссадная система ILS) и стоит она с обоими курсами во Внуково. Но даже если и временно не работает по каким то причинам эта система с каким то курсом (регламентные работы например), то это вовсе не значит, что садиться нельзя. Курс посадки зависит от направления ветра, а не от наличия посадочного оборудования.

13) Во сколько времени и денег обойдется из инженера (образование инженер-механик, по специальности не работал) переквалифицироваться в пилота B737? Каков граничный возраст для начала такого дела?

- Насколько я знаю, в лётные училища принимают на НЕ коммерческой основе до 27 лет. Если пойти по пути самостоятельного обучения, то скорее всего это обойдётся в 60-90 тыс $ (цифры очень приблизительные, но порядок таков)

14) Вопрос про Airbus - с чем связан странный звук когда самолет после посадки и полной остановки глушит двигатели? Звук напоминает звук пилы по металлу, как будто кто-то отпиливает шасси.

- Довольно сложный, технический вопрос и сразу ответить будет напряжно. Если в двух словах на пальцах, то после выключения двигателей, все агрегаты самолёта приводятся в нулевое состояние. (агрегаты, оборудование, давление в гидросистемах и т.д.)

15) А на ветровских Боинг 757/767 стоят PW или RR? ))) Какова и есть ли переподготовка при пересадке на тот же самолёт с другими моторами? Отличаются ли органы управления двигателями?

- На сколько я знаю, на Ветровских 757 стоят PW, но тренировался я на RR, разница в "лимитейшенах" и некотором отображении информации, но не критично. Органы управления не отличаются, ощущения тоже.

16) Посадка (касание) на одну из задних стоек (при полностью выпущенных шасси) с большим креном, считается нарушением, или это норма. Как техники определяют были повреждения или нет. Нагрузки вроде как нешуточные.

- Только не задних, а ОСНОВНЫХ. (есть передняя стойка и есть основные, левая и правая (ещё бывает и центральные В-747, Ил-86...)
Такая посадка вполне нормальна при сильном боковом ветре и не только допускается, но и рекомендуется садиться с креном и на одну стойку. И вообще, сажать самолёт мягко не очень правильно и не совсем хорошо для самолёта. Нормальная посадка должна быть с некоторым (Бздынь) с плюхом. Это для самолёта лучше.

17) Вопрос мой продиктован не праздным любопытством - крайние две посадки были с уходом на второй круг. Есть ли статистика по соотношению таких посадок к общему количеству? Понятно, что никто не вправе осуждать действия пилота, уходящего на второй круг. Но наверняка есть подобная статистика по погодным условиям/авиакомпаниям и т.д. - где-то больше - где-то меньше?

- Нет, насколько я знаю, такой статистики не ведётся, потому, что это обыкновенная, штатная часть полёта.

18) 1. Слышал слух, что на Аэробусах при отказе генераторов под кабиной пилотов есть "лопастной электрогенератор", попросту вываливается вентилятор, который генерирует энергию для самолёта. Так и есть?
      2. При взлёте всегда боюсь, когда самолёт взлетает, да ещё и кренится. Насколько это опасно?
      3. Слышал, что гражданский авиалайнер нельзя вогнать в пике. Так ли это? и выводится ли лайнер из пике? (учитывая, что из плоского штопора практически невозможно).
      4. Вообще насколько чреват катастрофой большой крен самолёта?
      5. Вы можете спокойно смотреть вторую серию фильма "Экипаж"? :)


   1. есть и не только на Эрбасе, На боинге (в-757 / 767) он например гидравлический и при отказе обоих двигателей будет создавать давление в гидросистеме для управления самолётом
   2. Крен не опасен. Самолёт же должен как то разворачиваться! ( я вам скажу больше, на абсолютно любом самолёте можно выполнить бочку, да так, что пассажир и не заметит!)
   3. "пике" пикирование?. Почему нельзя? Легко и свободно и ничего в этом необычного, или страшного нет. Следи за скоростью да пикируй себе на здоровье. Насчёт штопора. В плоский штопор нужно ещё суметь загнать самолёт. Это очень и очень не просто и поверьте, не у каждого пилота это получится, даже если он захочет это сделать специально.
   4. Вот так делают бочку на пассажирском самолёте http://www.youtube.com/watch?v=-vHiYA6Dmws
   5. Могу и смотрю.

19) Летел недавно на трансаэровском 747 (по-моему 400) и при снижении минут за 30 до посадки заложило уши. Причём заложило так, что после этого я практически ничего не слышал часа два. Жена говорит, что очень резкое снижение было. Теперь фобия выработалась - после этого летал с ними же на 747-200 и при взлёте-посадке безостановочно пил воду чтобы не повторилось. Со здоровьем всё в порядке и возраст молодой. Просто я представил себя на месте пилота в такой ситуации и должен признаться мне было бы тяжело работать в таком состоянии. Интересно, это только я такой или у кого-то ещё такие проблемы бывают?

- Вы точно уверены, что у Вас не было банального насморка ? У человека у которого абсолютно всё в порядке с гайморовыми пазухами уши не закладывает, даже при отвесном пикировании (поверьте, я 10 лет на истребителях отлетал). При наличии хоть мало-мальских соплей, или простуды, ощущения будут очень неприятными.

20) Почему давление изменяется я понимаю. Вылетел ты из Питера, который на уровне моря. Приземлился, скажем, в Непале, где 1000м. Нужно давление выровнять.
1. Самолет же почти герметичный? Давление выравнивается каким-то устройством. Правильно?
2. Почему выравнивание давление происходит так быстро (несколько минут). Почему нельзя менять его постепенно на протяжении часов полета? Или я единственный мучаюсь? У меня-то как раз гайморит.
2. Почему вы пишете про пикирование? Разве при этом меняется давление в салоне?


1. Да, почти герметичный, но не совсем. Давление с подъёмом на высоту меняется очень значительно. ( приблизительно на каждые 11 метров высоты давление падает на 1 мм ртутного столба, правда с увеличением высоты данная зависимость несколько меняется, но суть та же) Вот и представьте себе какое атмосферное давление на высоте 10 км? Поэтому самолёт "надувают" в салоне поддерживается приемлемое атмосферное давление, что бы люди чувствовали себя нормально. Забор воздуха производится с двигателей и через систему кондиционирования наддувает самолёт. На высоте полёта 10-12 км давление в салоне приблизительно равно  давлению на высоте 2,5 - 3 км. Поддерживать давление равное на уровне земли (моря) нельзя, самолёт "лопнет", поэтому при снижении ощущается закладывание ушей, так организм реагирует на рост давления.
2. Ни какого отношения разница давления в разных городах не имеет значения, по сравнению с давлением по высотам полёта, оно вообще ничего не значит.
3. При пикировании, естественно, давление в самолёте будет быстро расти.

21) Были случаи когда самолет "лопнул" из-за отказа той же системы кондиционирования?

- Нет, насколько мне известно, не было, но серьёзные перенаддувы бывали.

22) Вопрос такой: сколько не смотрел видео, даже на внутрироссийских рейсах, если полет выполняется на иномарках, пилоты в переговорах почти постоянно пользуются иностранными терминами: "checked", "gear down", "flaps" и т.д.. А зачем? Ведь есть вполне работоспособные русскоязычные аналоги этих терминов?

- Потому, что вся документация, все переговоры в кабине и все надписи в кабине только на английском языке. Проще и правильнее говорить на языке производителя, чем переводить на родной язык (тем более, что существует масса терминов, которые потребуют ну просто очень "развёрнутого" перевода). Проще понять, чем перевести.

23) Какая скорость бокового ветра у земли может привести к запрету выполнения посадки самолётом Б-737-800? И аналогичный параметр у Ту-154М.

     - Максимальный боковой для В-737-800 при сухой полосе 18 метров, для Ту-154 (если не изменяет память) 17

24) 1. В последние годы автоматика все больше и больше заменяет ручное управление. Как часто вы управляете самолетом вручную?

   - Правильнее будет спросить, "как часто вы сажаете самолёт в полном автомате?" Лично я выполняю полностью автоматические посадки примерно 1:100 100 посадок я, руками, одну самолёт выполняет сам. Ограничений и каких либо рекомендаций по этому поводу нет (за исключением посадок при погоде ниже видимости чем 200 метров и нижнем крае облачности менее 15 метров, тогда только автомат, в остальных случаях на усмотрение командира) В обычном полёте на эшелоне, крутить самолёт на руках не имеет смысла (устанешь в разы быстрее)

2. Спасибо, а обычный взлет обычно выполняется вручную или на автомате?

- А вот взлетать самолёты самостоятельно пока не умеют (не потому, что это сложно технически, а потому, что это не нужно в принципе)

3. Из сказанного можно предположить что автомат сажает надежнее.
Но Вы предпочитаете сажать сами. Просто для удовольствия?


- Сажаю сам, потому, что нужно всегда поддерживать "форму". А если посадка на аэродроме, где нет наземных средств, обеспечивающих автоматический заход ? (таких аэропортов очень много в мире)
"обеспечивающих автоматический заход"

4. В России два, если не ошибаюсь.
 

- Нет. Автоматическую посадку можно производить на любом аэродроме, где установлена система ILS (курсоглиссадная система) В России таких аэропортов процентов 90. Меньше в Европе, на курортах ( на островах )

5. странно, а почему в Европе-то меньше? Они уж, казалось бы, должны быть лучше наших оборудованы...

- Потому, что у них намного больше мелких аэропортов. На любом мало-мальском островке есть полоса. А оборудовать аэропорт, на котором 350 дней из 365 светит солнце, нет необходимости.

25) 1) А что означает "сажать в полном автомате"? Что вообще до штурвала не дотрагиваетесь? И касание автопилот выполняет?

- Да. "посадка в автомате" подразумевает под собой вообще автоматическую посадку. Пилот не трогает органы управления до полной остановки самолёта на полосе. Самолёт сам садится, сам бежит по полосе выдерживает направление и тормозит тоже сам.

2) Фантастика! Я думал такие системы, пока еще в стадии разработки. Автоматическое следование по глиссаде -это понятно, но чтобы и сама посадка "в автомате" - не знал. Это зависит от оснащения аэродрома или же самолета? Используется традиционная ILS или же для полного автомата нужны еще какие-то системы (на ВПП или самолете)?

- Для посадки в автоматическом режиме нужен всего лишь ILS. Где эта посадочная система стоит, там и можно садится в автомате. Оборудование стоит на самолёте. Эта функция давно не фантастика (лет наверное 40-50 уже как ) и не новость и не такое уж и сложное оборудование для этой функции нужно. На сегодняшний день практически все пассажирские более менее крупные самолёты свободно садятся сами. Другой вопрос, что мы довольно редко пользуемся этой функцией (просто лениво потому что, да и не интересно)

26) Зачем в самолете отключать телефоны? вот идет стюардесса и видит, что я читаю книгу на телефоне и давай кричать... а у меня на телефоне включен режим "в полете", когда отключаются все радиосигналы, да и у более чем у половины пассажиров телефоны все равно включенные в карманах лежат. вот чего ко мне то тогда придираться...

- Пережитки прошлого.. на самом деле, заботятся о вашей безопасности, вы можете зачитаться и не услышать важного сообщения экипажа
- И к тому, же стюардесса не знает, выключен у вас радиорежим, или нет и не лазит по карманам других пассажиров. У неё есть технология работы и рабочая инструкция и эти требования она не сама придумала. Она просто выполняет свою работу. Попытайтесь её (стюардессу) понять.

27) Ещё вопрос по поводу шторок: я много слышал версия, но так и не понял, для чего нужно держать их открытыми при взлёте и посадке? Тот же вопрос адаптации зрения к внешнему свету?

- Конечно. Свет в салоне должен быть естественным на взлёте и на посадке.

28) самолет Ту-204 (и в частности, его модификация СМ) и правда хуже импортных аналогов по характеристикам , или его отсутствие в авиакомпаниях -- это политика , в первую очередь?

- Нет, не хуже. Это действительно экономические и финансовые игры .

29) Один знакомый пилот-инструктор сказал, что тесты на алкоголь и прочие наркотики выполняются только перед рейсом. Неужели после рейса не проверяют? Если так, то почему?

- Да, перед рейсом. А зачем после ? Лётчик жив -полёт удался! :-)))))

30) Электронную книжку заставляют выключить при посадке/взлете потому что она действительно может помешать работе приборов? просто в это слабо верится.

- Нет, потому, что в случае аварийной торможения самолёта, вы ваш девайс не удержите в руках и он полетит вперёд , по головам впереди сидящих пассажиров калеча их (случаи такие были и не раз)

31) Вопрос, в чем плюсы и минусы моделей самолетов с турбинами под крыльями и в хвостовой части фюзеляжа.Понятно что шума меньше в последних ну а еще?

- Двигатель под крылом безопаснее. В случае его пожара, весь огонь вне корпуса самолёта. Двигатель под крылом - легче крыло! Да, да! Конструкция крыла будет менее массивной и более лёгкой (двигатель будет неким (если можно так сказать) противовесом огромной подъёмной силе действующей на крыло в полёте. Двигатель под крылом - более совершенная аэродинамическая форма самолёта. Меньше сопротивление - меньше расход топлива.
Из недостатков. При отказе одного появляется очень сильный разворачивающий момент. В двигатель под крылом вероятнее насосать всякой дряни при рулении по земле. Ну вот как-то так. Преимуществ во всяком случае несколько больше

32) Как часто в полете Вы пользуетесь КВ-связью, по каким поводам?

- Очень редко (так, какую нибудь станцию ШВРС поймать)

33) Какие самолеты более надежны и безопасны - российские или иностранные? Имеется в виду при одинаковом возрасте самолета.

- Абсолютно одинаковы все самолёты. Вопрос безопасности в своевременном и грамотном техническом уходе.

34) С чем рулит на полосе, когда скорость мизерная, но надо оставаться в середине ВПП? И возможно ли найти полосу незнакомого аэродрома, если автопилоты самолёта вышли из строя?

- Рулят по земле с помощью специальной ручки (тиллер) поворачивая переднюю стойку (можно рулить педалями, притормаживая одну из стоек шасси, с любой стороны. ) Полосу не ищут автопилотами, для этого есть навигационное оборудование и не важно кто управляет самолётом, человек, или автопилот. Лётчик всегда знает где аэродром. любой!

35) Как вы думаете, после продажи Кубинки мы потеряем "Стрижей" и "Русских витязей"?

- Думаю нет. Кубинка будет аэродромом совместного базирования.

36) Где по вашему учиться гражданской авиации и возможно ли это если учесть три параметра.
      1.  - я гражданин другой страны но имею Российское гражданство. А в нашей стране таких институтов нету.
      2.  - хотелось бы хорошее соотношение между ценой и качеством обучения.
      3.  - как вообще относятся к выпускникам России на мировом рынке труда. Возможно ли работать где то вне России.


-  Русских Пилотов, работающих по всему миру тысячи. Труднее устроиться наоборот именно в России, если Вы получите авиационное образование за рубежом. От вас непременно потребуют диплом о лётном образовании (не лицензию пилота, а именно диплом, о том, что вы окончили учебное заведение с лётным уклоном) Учиться именно летать дешевле за рубежом. 

Тогда какой институт вы посоветовали бы в России и какой зарубежом?


- В России Академия Гражданской авиации в Санкт Петербурге и Ульяновское высшее лётное училище. За рубежом не подскажу.

37)  А правда ли, что пилот должен посадить самолет "жестко"? Что плавная мягкая посадка (когда не чувствуешь столкновение шасси с землей) — признак неопытности?
   
 - Практически правда, только в первой своей части. Самолёт нужно сажать правильно (не "притирать " его, а просто сажать) Мягкая посадка это не признак неопытности, это скорее мастерство, но не совсем нужное в каждом полёте.

38) Возможно ли попасть пассажиру в кабину пилота во время полета (ну интересно же!)? Знаю, раньше это было разрешено.

- Нет, это невозможно к сожалению. Требования безопасности запрещают находиться посторонним в кабине.

39) Почему, когда Ту-154 изменяет курс (поворачивает, ну я не знаю как это правильно назвать)) у него начинают свистеть двигатели?

- Если в полёте, то при разворотах добавляют тягу ("газу") это нормально.

40) Были ли в Вашей практике пилотирования критические ситуации? Когда мурашки по коже или там спина вспотела ну и прочее подобное. Я полагаю, что были. Если да то может быть было бы правильно ответить отдельным постом, а не просто комментом-ответом на мой вопрос?

- Спина потела, (мурашек не было) не буду лукавить. Были отказ двигателя на взлёте, были отказы гидросистемы, была разгерметизация, был отказ авиагоризонта ночью в облаках. Был не выпуск шасси (всех стоек сразу!) Но именно критических ситуаций не было. (тьфу, тьфу, тьфу)
- Знаете, когда у меня на Ту-154 отказал двигатель на взлёте (точнее его выключил инженер, потому, что иначе он бы загорелся, масло ушло) я стал фотографировать приборы! ( а всё равно нечего делать было, пока топливо вырабатывал) :-))) Это было просто от нечего делать. Кружить в районе аэродрома в течении пары часов на небольшой высоте действительно скучно.

Алексей извините за вопрос - это был 2-й двигатель, да? пожара с отказами всех гидросистем не боялись? (если правильно помню Ершова)?


- Да, именно второй. Именно пожара и боялись, масло ушло очень быстро (и как потом показала экспертиза, очень вовремя выключили двигатель. Как сказал Инженер компании "ещё пол минуты и полыхнули бы" )

ммм, а как вы вышли из ситуации с с шасси? Вытряхнули их или посадили на брюхо?


- Замки просто примёрзли. Ушли на второй круг и в зоне выпустили с помощью перегрузки. Второй пилот поставил кран шасси на выпуск, а я в этот момент тряхнул самолёт.

а что нужно делать, чтобы тряхнуть самолет?


- Штурвал от себя и потом энергично на себя. Создать перегрузку.

41)  1. Ту-204 и Б-757 я считаю очень похожими., я так понимаю вы их знаете оба. Как по ощущениям, они разные или не очень?? ( я не "западник" как "москвиЧ" и не "славянофил" как "Пассажир Леха", просто люблю красивые самолеты)
2. На гражданских вы наверно отлетали дольше, чем в ВВС, почему в аватарке Су-17?? Это состояние души??
3. Будет ли продолжение выставок "Мое небо?". очень бы хотелось сделать её передвижной, для нас - "замкадышей".


1. Я пока не летал на В-757 в живую, (как только будет опыт, обязательно об этом напишу)
2. Наверное да, это один из лучших самолётов, на котором мне доводилось летать (вообще из всех самолётов, а не только гражданских или военных, лёгких, или тяжелых)
3. Будет и уже в этом году.

42) Каким образом удается почти всегда держать такую махину ровно на такой узенькой полосе. Если при взлете ещё как-то можно вырулить, то при посадке я не понимаю как. В особенности если машину сажают при сильном боковом ветре?

- Раскрутите волчок и попробуйте его столкнуть с места, он будет возвращаться к исходному положению. Так же и с самолётом, чем больше скорость, тем проще его держать прямолинейно.

43) Хочется летать, малолитражку... цессну например, юридически-фактически, возможно ли в России (не в Москве), купить-содержать-путешествовать (скажем в Карелию)? как на машине.

- Купить и содержать можно (но дорого. Cамолёт типа Цесна -172 обойдётся примерно 70-100 000 $ + половина этой стоимости на содержание в год) путешествовать - очень затруднительно. (законы!)

44) 1. Когда пассажиров будут перевозить в смирительных рубашках и под анестезией ?
      2. Правда ли, что в туалетах аэропортов ведется видеонаблюдение в целях безопасности ?


1. Не долго осталось, думаю ещё пару "синих буянов" и введут такой закон.
2. А как же!

45) Вы видели ролик про взлет Аэрофлота в Гонконге в тайфун? Вроде тогда только наши решились взлететь в такую погоду. Как Вы считаете, это безрассудство или нормальная ситуация, просто иностранные пилоты перестраховываются?

- Кто же Вам сказал, что только "наши решились взлететь" ? Есть условия при которых можно взлетать ( допустимые скорость ветра, грозовая деятельность и т. д.) и есть при которых нельзя. Если экипаж взлетел, значит взлетать было можно, а если не было ограничений, то это было вполне правомерно. (Да и нет там ничего такого страшного и сверхвыдающиегося при том взлёте).

46) Зачем в каждом иллюминаторе сделано маленькое отверстие внизу?

- Что бы выравнивать давление между стёклами. (иллюминаторы многослойны)

47) При посадке, после касания полосы основными стойками, можно ли использовать интерцепторы для замедления, или только реверс?
      Если только реверс, то в какой момент его включают? (после касания передней стойки или можно и до).


- Интерцепторы выпускаются всегда автоматически после касания, а реверс не всегда обязателен (тем более, что на некоторых иностранных самолётах , таких например как В-737 он не очень эффективен)

Т.е. реверс малоэффективен? а в процентах от тормозов он какую силу развивает?

- Ну будем говорить так, если посадку производить с включением реверса тяги, то пробег до полной остановки сократится метров на 150 всего, чем без реверса (при расчётной дистанции полного торможения от момента касания до полной остановки 1200-1300 метров это очень мало). Но это справедливо только для самолёта В-737. На других самолётах, например на Ту-154м, реверс очень эффективен и часто я вообще не пользовался тормозами колёс. (различная конструкция реверсивного устройства)

Реверс на "оригинальных" 737 имеет схожую с Ту-154 конструкцию. Получается, там он эффективнее?


- Я на таких не летал, не скажу, не знаю.

48) Будет когда либо снова введена в эксплуатацию сверхзвуковая пассажирская авиация? Какое ваше мнение?

- На сегодняшний день (ну насколько я в курсе) это экономически не выгодно. Сверхзвуковой самолёт всё же очень дорогое удовольствие. (несколько другие материалы, другие двигатели, другие конструкторские решения) Вся проблема в дороговизне самого проекта, а не в его тех. решении.

49) Если в большом самолете (типа "Боинга 747-300") начнется стихийное перемещение пассажиров (в процессе групповой драки, паники, упоротости веществами и т.п.), повлияет ли это на устойчивость машины, упадет она или спокойно продолжит полет?

- Влияет, но не настолько, что бы самолёт упал. Люди не смогут столпиться в одной точке салона настолько, что бы повлиять значительно на центровку (места не хватит).

50) Какой паспорт у пилота? Российский загран или какой-то особенный летный? Получаете ли вы визы в страны, куда летите? ставят ли в нем штампы при пересечении границы? если ставят, то он быстро кончается, наверняка. Кто меняет паспорта пилотам: сами или работодатель?

- Паспорта как у всех общегражданский и загран паспорт обыкновенного образца Визы получаем, но не везде нам обязательно печатают паспорта. В России достаточно одной печати в начале года и одной в конце. За границей в паспорт вкладывают специальную бумажку в которую лепят печати (так делают в Турции, потому, что я там могу каждый день пересекать границу) Паспорта меняем сами (сейчас это не трудно и не долго. Имеем чаще сразу по два загран паспорта (это разрешено законом)

51)  1. Кто выбирает поставщиков питания на борт? У каждой авиакомпании свой? В каждом городе, куда она летает?
       2. По каким критериям обычно происходит выбор меню?
       3. Как и где хранятся продукты?


1. Авиакомпания (или заказчик рейса, если рейс чартерный) Поставщик не обязательно свой, просто у каждой авиакомпании свой договор с цехом питания в каждом аэропорту, по ассортименту питания.
2. Не могу сказать, я не связан с борт питанием. ( этими вопросами занимаются работники сервиса авиакомпании)
3. До загрузки в самолёт в цехе борт питания аэропорта, а в самолёте на кухне, в специальных контейнерах.

52) 1. Кaкая высота и скорость лайнера при заходе на торец ВПП и на том месте где видны следы от шасси на ВПП.
      2. Приходилось ли вам совершать аварийное торможение при разбеге и при каких обстоятельствах что спровоцировала и на каких самолетах.
      3. Какие были самые прикольные ситуации в полетах среди пассажиров и экипажа.
      4. Бывало ли такое, попав в жесткую болтанку вы понимаете что это болтанка но кошки по душе шкребанули.


1. Где видны следы, там уже нет высоты, там посадка. Скорость у всех самолётов разная.
2. Приходилось, на взлёте отказ системы управления тягой двигателей на В-737-300.
3. Одна пара как-то занялась сексом в салоне на глазах у всех пассажиров. Было много советчиков (народ у нас добрый!) :-)
4. Нет, такого не бывало, я люблю болтанку и не понимаю причин её бояться (чем сильнее, тем приятнее)

Так получается, она для устойчивости самолёта и безопасности полёта - не опасна? Или - дело опять в мастерстве пилота?


- Мастерство тут не причём, самолёт болтает не пилот. Просто самолёт в воздухе не зависит ни от какой другой среды. Возьмите стеклянный шар и посадите в него мышь. Шар бросьте в весенний, бурный ручей. Что произойдёт с шаром ? Правильно! Ничего! Его будет крутить, кидать и швырять. Если шар не ударится о камень ( о берег, дерево и т.д.) ему ничего не грозит. Мышь же внутри обблюётся! Так и с самолётом. Самолёт находится в потоке и если его ни обо что не приложит, то ничего с ним и не случится.

53) Боинг 737 при полной загрузке (не дай бог при разгоне откажет двигатель) на одном взлетит?

- Взлетит.

54) Если на реактивном самолете на стоянке включить реверс он задним ходом поедет?

- Да и такое иногда практикуется.

А зачем тогда специально вытаскивают самолеты с гейта машиной?


- Иногда и не везде. Представляете себе, если возле гейта например В-777 включит реверс ?

55) 1. На Ваш взгляд запрет применения во время взлета и посадки телефонов, это оправдано, действительно мобильные телефоны могут мешать взлету и посадке.
       2. Автоматизация полета не отражается на профессионализме пилота, вопрос вызван тем, что пилоты Ту-154, совершили посадку в Ижме полностью управляя самолетом в ручную.
       3. Пилоты во сколько на пенсию уходят.


1. Фактов помех не было, но вероятность существует. А не пользоваться девайсами просят потому на взлёте и посадке, что бы в случае экстренного торможения, ваш телефон (фотоаппарат, камера, ноутбук ит.д.) не покалечил впередисидящих пассажиров, полетев по их головам ( а то, что вы его не удержите в руках в случае торможения, это я вам гарантирую!) Такие случаи бывали.
2. А я и на автоматических самолётах предпочитаю управлять самостоятельно, а не доверять автомату (это по желанию командира).
3. Пенсия (гражданская) определяется налётом. Налетал 6000 часов можешь оформлять пенсию. Но как правило летают до 60 (если не спишут по здоровью раньше) есть желание, проходишь комиссию - летай дальше, запретов нет. Знаю пилотов 63-64 лет. У военных несколько по другому.

56) Пересекая экватор иностранными компаниями, каждый раз пилот объявлял об этом салону, не зависимо от времени суток. Я так понял, что это традиция. В компаниях, где вы работали, также делается?

- Я ещё не пересекал экватор на рейсах, но если доведётся, то конечно поступлю точно так же.

57) 1. Часто летаю на самолетах и вижу, как перед взлетом на задней части крыла что-то выдвигается. Также знаю, что если это не выдвинуть, будет пц.
      2. Посоветуйте, чем пассажир может помочь экипажу, кроме пристегивания и смирного сидения в кресле?


  1. "Выдвигаются" (правильно: выпускаются) закрылки, они увеличивают площадь крыла и как следствие упрощают взлёт и посадку самолёта. (Можно конечно взлететь и без выпуска закрылков, но это очень сильно увеличит длину разбега, а оно надо?:)
  2. Самое умное, правильное и безопасное, именно сидеть пристёгнутым и ничего не делать.

58) 1. Не знаете почему на некоторых рейсах стали запрещать электронные сигареты? вреда окружающим никакого... :( Как сами к этому относитесь?
      2. Как безопасно курить в туалете и не запалиться? или по преднему с проводниками договариваться? Курят ли сами пилоты во время полета? (форточку открывают?) :)


- Про электронные сигареты что то слышал, но не знаю что это такое и никогда не видел. Покурить в туалете и не запалиться не получится, там "смог детекторы" стоят. Курить в кабине проще, там можно включить вытяжку на улицу, но нам тоже запрещают курить. :-(

59) Во время полета ведется запись действий экипажа на самописцы. Как часто контролеры просматривают эти записи (чтобы найти промашку пилота и впендюрить, просто контрольная проверка)? В самописцах пленка (проволока) идет по кругу и просто перезаписывается в новом рейсе?

- Расшифровки производят абсолютно каждого рейса. Любое нарушение, на любом этапе полёта, на любом рейсе не скрыть. Снятие плёнок с переговорами в кабине делают выборочно (если есть такая необходимость).

60) Скажите, как Вы относитесь к симуляторам и симерам? Нет ли желания сделать обучающие ролики для симеров?

- Отношусь очень хорошо, много знакомых ребят увлекающихся этим и я это приветствую. Про ролики не думал.

61) Существуют какие-то особенности посадки/взлета в Барселоне.

- Да нет, никаких особенностей не существует там. (Там рулить по аэродрому сложнее, чем летать туда!) :-)

62) 1. Я как то приземлялся в Лондоне аэропорт Gatwick компанией KD AVIA Boeing 737. Так там пилот осуществил такую жесткую посадку что я слышал грохот салона по всей длине и жопе больно стало. Он как будто не спланировал а тупо шарахнул стойками шасси по ВВП. Была сухая погода, выходили из облачности и трясло. Как позже поговаривали (возможно не совсем точно) это инструкция аэропорта такая, сажать жестко. Вопрос есть ли в природе инструкции сажать жестко?
2. RA-85185 Ту 154 под Донецком. Как на эшелоне три взрослых человека могут проспать падение скоростей. Есть ли шанс перезапустить двигатели после помпажа в штопоре? Практикуется ли у русских авиаперевозчиков штрафовать за  облет грозы и уход на второй круг?

1. Да, действительно существуют рекомендации не "гладить" полосу, а садиться несколько с плюхом (это лучше для самолёта).
2. Мастерство пилота заключается не в умении выводить из штопора, а умение не попадать в него ( а перезапустить можно, если вывел). Никаких штрафов и любых других видов ответственности за обеспечение безопасности полёта нет и быть не может (это всё домыслы СМИ).

63) Хотели бы вы быть пилотом AIRBUS A380?

- Нет. AIRBUS не мой самолёт. А вот В-787 да.

64) А может ли один пилот в одной компании практиковать полеты на Боингах и Эйрбасах? То есть уметь как говориться и на баяне и сплясать?

- Да, такое допускается, но по факту, я таких не знаю, люди сами не очень стремятся к этому (слишком уж они разные эти производители). Меня обучал на тренажёре инструктор , (правда он иностранец) он сейчас летает на А-320, но имеет допуск и на В-757, так вот он уже года полтора не летает по настоящему на В-757, говорит очень надоело в голове держать сразу два таких разных самолёта ( а летает на А-320, потому, что рейсов больше)

65) Можно ли, и как, пассажиру отличить посадку автоматом от ручной?

- нет

66) 1. Скучаешь по Внуково?
      2. Как оценишь Боинг 777 по отзывам? Летал недавно в Санкт-Петербург Оренбургскими авиалиниями на 777, Классные впечатления! И может ли он производить посадку / взлёт во Внуково?
      3. Назови самый лучший и самый худший аэропорт гражданской авиации где тебе доводилось летать!


1. Очень
2. В-777 мечта. Сядет и взлетит во Внуково легко
3. Лучший наверное (где я бывал) это Ираклион (всё удобно, быстро и понятно) Худший ? Наверное Самара. Реально СОВОК!

67) Как общаются между собою самолеты в воздухе? Разве они не на разных частотах находятся или есть какая нибудь общая?

- Нет. Не на разных частотах. Частоты делятся по секторам ответственности диспетчеров и высотам. То есть в одном районе воздушного движения все на одной частоте. Так и общаются между собой. Все всегда сразу всех слышат и всегда могут что-то сказать всем сразу. Если есть необходимость поговорить интимно, то один другому говорит на какую частоту настроиться и они туда переходят (и об этом конечно все слышат), но существует правило хорошего тона, если людям нужно пообщаться между собой вне общего эфира, то туда никто не лезет (хотя конечно все знают, где можно найти уединившихся)

68) Алексей что лучше (удобней) для пилота в случае конфликтующего движения (на пересекающихся например) изменить эшелон или отклониться от лзп по команде диспетчера на 15-20 км для создания интервала?

- Лучше выполнить команду ТCAS !

69) Легко ли устроиться на работу летчиком на Боинг или Аэробус сразу после окончания Питерского вуза при свободном английском языке, чтобы летать по международным рейсам? Или нужно давать взятку, чтобы приняли на работу без особого опыта и без связей в авиации?

- В Nord Wind таких выпускников этого года 8 человек. Нет ничего невозможного.

Если я правильно понял, то можно вообще без авиационного образования (до прихода в АК) стать лётчиком? Просто ВУЗ? Или ВУЗ должен быть авиа-?

- Нет, без авиационного образования (даже если Вы научитесь летать за свой счёт) Вас на работу не возьмут.

70) 1. Где-то повыше вы писали о том, что количество автопосадок к ручным примерно 1:100. Почему так? В смысле почему так мало? Вроде бы там же вы сказали, что это зависит не от аэропорта, а от самолёта. У меня когнитивный диссонанс: во-первых, слышал другое, во-вторых, не могу сомневаться в ваших словах:) Ведь есть аэропорты, в которых установлена КГС, не позволяющая садится на автомате? В РФ таких много, как мне кажется. Или я что-то путаю или отстал от жизни.
     2. Я уже как-то вам рассказывал, что у меня самое большое впечатление в жизни, связанное с авиацией, это присутствие на взлёте на Ту-154 в кабине экипажа. Откидной стульчик слева от двери был занят, поэтому я стоял за креслом КВС. Если это не слишком секретная информация, а пускаете ли вы когда-нибудь пассажиров в кабину? Я понимаю, что это риск - может быть не адекватный человек, нарушение инструкций и т.п. Но всё равно интересно.
     3. В Ту-154 до сих пор есть борт-инженер и штурман в экипаже?
     4. На каком бы самолёте вам хотелось бы попробовать полетать в качестве пилота (любой тип)?
     5. Случалось ли вам на практике (не на учёбе, и не на тренажёре) планировать с неработающими двигателями (тьфу-тьфу-тьфу!)? Если да, то как выходили из ситуации?


1. Автоматическая посадка - на усмотрение КВС (хочет сам сажает, хочет в автомате садится) Мне не нравится, когда самолёт садится сам. КГС (ILS) как раз и позволяет производить автоматическую посадку. В РФ таких аэропортов около 90% (в Европе меньше , особенно на курортах)
2. Раньше пускал, сейчас нет (очень сильно изменились требования по безопасности)
3. Да, состав экипажа не изменился на Ту-154
4. В-787
5. На тренажёре - безусловно (это одно из упражнений "посадка без двигателей") В жизни (тьфу, тьфу, тьфу! Бог миловал!)

71) 1. Со стороны часто наблюдал довольно большую разницу в траектории пассажирских самолетов при взлете: одни резко взмывают вверх, другие набирают высоту настолько неторопливо, что может показаться, будто выполняется уход на второй круг (этого, определенно, не происходит, борт благополучно скрывается за океанским горизонтом в изначально заданном направлении). Связано ли это с чем-то еще, кроме массы/загрузки самолета?
2. По какому принципу задается температура воздуха в салоне? Иногда бывает холод невыносимый (особенно, если это лето и ты в майке/шортах), а иногда довольно тепло и комфортно (жары, кроме как на стоянке, не было ни разу).
3. Расплата за перевес багажа на 10-20 кг довольно жестока. Логично предположить, что мы платим за лишний расход топлива. Тогда почему не берется дополнительный налог с очень толстых людей (живу в США, вы понимаете, каких толстых я имею ввиду). То есть, я с моим перегруженным чемоданом вешу, скажем, 110 кг, а должен был 100. Зато тетя весом в 250 кг летит без багажа и ни за какой керосин не доплачивает. Где логика?
4. У каждого воздушного судна есть своя комфортная крейсерская скорость. Существуют ли такие причины, по которым командир может «притопить» по-максимуму? Если да, то какие? И какая допустимая максималка будет, скажем, у 737-го Боинга?
5. Достаточно немало полетал как на отечественных перевозчиках, так и зарубежных, но НИ РАЗУ не встречал командира, который произнес бы в микрофон что-то еще, кроме стандартного приветствия вначале полета и прощания после приземления. Такая практика не поощряется на каком-то официальном уровне, или все дело в личных качествах пилота? И почему вы, в данном случае, такой хороший? : )


1. В основном зависит от типа самолёта.
2. Температура задаётся либо автоматически, либо по ощущениям и просьбам пассажиров.
3. Свой багаж вы можете сделать любого веса. Человек свой вес не может к моменту рейса сбросить.
4. Может, если нужно нагнать расписание например. На В-737 максимальная скорость М=0,82 (обычный крейсерский режим М=0,74-0,78 наиболее экономичный)
5. Это личная инициатива. Есть обязательная часть "марлезонского балета" (приветствие и прощание), а дальше по усмотрению. Мне нравится разговаривать с пассажирами, а многим нет.

72) До каких отрицательных температур летает 737?. Правда что в районы севера (дальнего) могут летать только отечественные самолеты?

- На север летают и Боинги тоже (у Аэрбасов немного есть ограничения, у Боингов попроще). На Боингах 737  -45С эксплуатационная температура.

73) Существует ли какая-то специальная процедура мойки самолета и где это проводится, т.е. есть ли самолето-мойки в аэропортах:)?

- Моют конечно, обычно на базе и обыкновенно, водой и шваброй.

74) Алексей, меня интересует вопрос, вулканического пепла....попадали ли вы в него и насколько считаете его опасным? Насколько мне известно его опасность сильно преувеличена, но посмотрев историю об инциденте с Боингом 747 Бритиш эирвэйс 1982 года, задумываешься о всей серьезности попадания в него.....

- Нет, я не попадал (Бог миловал! Тьфу, тьфу, тьфу!) Это действительно очень опасная штука!

Насколько я понял из расследования той истории, летчики не имели информации о том, что по маршруту будет облако вулканической пыли и почему-то не видели его на своем радаре. Почему так произошло? Чем отличается облако пепла и обычная облачность для радара?


- А кто же мог знать, что там появится облако пепла ? И радар мог быть выключен. (мы его включаем, когда считаем нужным), да и не факт, что облако было бы видно на радаре.

т.е. радар видит, только очаги очень сильной облачности, которая на самом деле может быть опасна самолету (красный, розовый), вот зеленое изображение, оно не всегда будет заметно, да?


- Да

75) Почему у всех пилотов наушники с белыми накладками?

- Это чехлы на наушники, они сменные, каждый рейс их меняют, гигиена.

76) Как Вы относитесь к переходу в России на футовое эшелонирование и почему в футах, только до эшелона перехода, а дальше опять метры? Зачем такая сложная двухмерная система?

- Отношусь нормально. Весь мир летает по футам (это международная мера высоты, так принято, как английский - единый язык общения в воздухе) А нижнее воздушное пространство оставлено в метрах, потому, что в России взлёт и посадка осуществляется по давлению аэродрома (QEF), а во всём мире по давлению на уровне моря (QNH). Почему не перешли на QNH я не в курсе.

77) При нештатных ситуациях топливо часами выжигают - это потому что в самолете нет "крантика" для слива или экологи против?

- Да, очень далеко не на всех современных самолётах существует аварийный слив топлива.

78) Есть обычный самолёт. Он стоит на длинном конвейере. Включаем двигатели. Самолёт начинает движение. НО. Конвейер работает по принципу комнатной беговой дорожки (человек бежит по ней, оставаясь на месте относительно пола), т.е. чем быстрее вращаются колёса на шасси самолёта, тем быстрее движется лента конвейера. Вопрос: сможет ли взлететь самолёт?

- Взлетит и ещё как! Уже проверено на самом деле.

79) 1 декабря летел рейсом N2371 из Махачкалы на самолёте ТУ-154М RA-85849 авиалиниями Дагестана, во время полёта на эшелоне пилот вышел из кабины и начал болтать со своими приятелями в салоне, подобные действия не противоречат правилам безопасности полётов?

- Нет, не противоречат. Он не один в кабине.

80) В 2001 или 2002 году летел на ТУ 134 из Минвод в Москву. В середине полета самолет вдруг резко затормозил, как автомобиль на трассе, я ударился головой о переднее кресло. Несколько плафонов освещения в салоне отвалилось, сзади, за туалетами открылись дверки и вывалился багаж. Это не была воздушная яма. Пилот ничего не объявлял и не объяснял, что случилось. Вопрос такой, разве может самолет резко тормознуть в воздухе как автомобиль на дороге?

- Нет, такого быть не может ни при каких обстоятельствах!

81) 1. Если самолет сильно и долго трясет после взлета, во время набора высоты.. чем это чревато? При этом в салоне самолета слышно что двигатели работают то на больших оборотах (сильно шумят), то на низких (шум стихает) и так через минуту. Это какая-то неполадка?
2. Есть ли какие то нормативы для пилотов по снижению при посадке.. в недавнем рейсе пилот Боинга так резко начал снижаться, что у пассажиров от перепада давления чуть не полопались барабанные перепонки..


1. В самом худшем случае расстройством желудка! (на полном серьёзе!) Ни к каким серьёзным техническим последствиям болтанка не может привести.
2. Как снижаться, к сожалению не мы сами выбираем. Нас так снижают диспетчеры. Иногда очень плавно, иногда заставляют очень быстро и резко терять высоту. Всё зависит от воздушной обстановки и интенсивности воздушного движения. Никаких нормативов по этому поводу нет. И авиакомпания не виновата, что вы попали в час-пик. В небе очень часто случаются серьёзные пробки, как и на дорогах, только они регулируемые.

82) Из летящего самолета видно салют?

- Видно, да ещё как!

83) Как сейчас с работой в авиации? Если сейчас идти учится на пилота потом работа будет?

- Дефицит пилотов очень большой и как говорил герой фильма "В бой идут одни старики" "На наш век хватит!"

84) Когда говорят, что в полете пассажиру нельзя делать то-то и то-то, то это основано на каких то законодательных актах? Ведь к примеру, когда стюардесса просит не фотографируйте в полете, а я отказываюсь выполнять её просьбе, чем мне это грозит законодательно? Ведь не высадят же меня в полете? Я не к тому, что мне пофигу на все просьбы экипажа, мне просто надо понять законность подобных требований!

- Обычно, правила поведения на борту воздушного судна регулируются внутренними инструкциями авиакомпании и стюардесса предъявляет требования согласно этих правил (согласно своей технологии работы). Лицо, которое не подчиняется требованиям экипажа может быть привлечено к административной и даже к уголовной ответственности (если его действия угрожают безопасности полёта). А это уже федеральный закон и он прописан в воздушном кодексе.
http://www.consultant.ru/popular/air/25_8.html#p587
Статья 58. Права командира воздушного судна:
2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;

85) Как вы относитесь к пассажирам имеющие физические недостатки (инвалидам)? Влияют они на безопасность полета? Есть ли различия между глухим пассажир и слепым? Какие указания дает на этот счет авиакомпания? а то авиакомпания S7, время от времени снимает со своих маршрутов колясочников...

- Очень хороший и грамотный вопрос!
Отбросив все эмоции, стоит в этом вопросе разобраться поподробнее.
Прежде всего, в РПП (руководстве авиакомпании по производству полётов. Основном руководящем документе авиакомпании) Прописано, как перевозятся инвалиды. Просто так,отказать в перевозки человеку с физическими недостатками конечно нельзя, но перевозить его как и всех остальных тоже. На это есть причины. Понятно, что инвалид-инвалиду рознь. Есть люди просто например глухие, а есть и полностью неподвижные люди (колясочники) По каждому случаю (категории инвалидности) есть чёткие правила. Связано это прежде всего с безопасностью самого пассажира. Колясочник должен быть в обязательном порядке с сопровождаемым (как и слепой например, кстати слепой допускается в салон с собакой поводырём!) Колясочников не сажают около выходов (ни аварийных, ни основных) В случае чего, коляска может перегородить выход и закрыть выход вообще и тогда не спасутся ни сам инвалид ни другие.
Вообще в каждой компании свои требования к перевозки инвалидов и нужно конкретно смотреть (интересоваться) в каждом отдельном случае у перевозчика о требованиях перевозки. И S7 вполне права, когда отказывает в перевозке пассажирам, не соответствующим их правилам.

86) В ТУ-154 при посадке закрылки 28 градусов, а сколько градусов на Боинге и Эрбасе?

- Ту-154 М нормальная посадка - закрылки 36 и 45. 28 очень редко и то при необходимости (или при отказах и т.п.)
Боинг 737 обычно 40 ( но я предпочитал 30). Боинг-757 - 30 градусов. 40 на Боинг-757 уже нет такого положения.
На Эрбасах я не знаю, какой угол отклонения, у них просто положение ручки 1 2 3.

87) В случае IFR каким образом указания диспетчера коррелируют с STAR и SID? Т.е. по идее пилоты должны следовать указаниям диспетчера и у них есть карты на руках... как сочетается это все?

- Обычно если нет помех в движении, то пилот выполняет стандартный SID или STAR, но опять же по указанию диспетчера. Если такой возможности нет, то диспетчер векторит самолёт. Может быть и так, что какую то часть выполняем по схеме, а с какого то участка диспетчер забирает управление на себя. Всё зависит от конкретной обстановки.

88) Почему при перестроении на пикирование, истребители/штурмовики/и т.д. не отдают ручку от себя, а все таки делают переворот/полубочку и ручечку на себя?

- Положительная перегрузка переносится лучше.

Положительная, в смысле, ускорение?


- Положительная в смысле + (плюс) Это когда перегрузка действует голова-жопа ( а отрицательная, это когда минус, т.е. жопа-голова (это когда кровь приливает к голове. А невесомость это перегрузка ноль!

89) Какова примерная высота полёта самолёта на внешних близких и дальних магистральных линиях?

- Высота полёта стандартная 9-10 -11-12 тысяч метров. Конечно если перелёт из Ростова в Краснодар, то смысла лезть так высоко нет, тогда летят на 5-7 тысяч, а вот из Москвы что в Сочи, что в Нью Йорк летают от 9 до 12 тысяч.

90) Бывает ли такое, что пилотов укачивает?

- Не знаю таких, кого бы укачивало.

91) 1. При каких условиях возможна посадка при 0 видимости?
      2. Можно ли лётчику во время полёта позвонить и связаться со своими близкими?
      3. Что оказалось легче в управлении: 737 или 757?


1. При допуске самолёта, экипажа, аэродрома к посадке по CAT III C.
2. Наверное можно, но как? Сотовый в самолёте не работает, радиостанции с диапазоном длинных волн у родственников тоже наверное скорее всего нет. Есть правда одна хитрая штука, можно попробовать связаться на длинных волнах с некой радиостанцией "Стокгольм Радио" и попросить набрать мобильный номер, но я только знаю о такой возможности, но на практике не пользовался ни разу, (говорят приличный счёт придёт в авиакомпанию)
3. Если говорить об инерции, то конечно 737 легче (у него вес в два раза меньше) А если говорить о загруженности пилота, то без разницы. Логика и философия одинаковы.
----------------
Достаточно из экипажа допуска КВС для посадки при 0 видимости? Допуск аэродрома имеется в виду оборудование для автоматической посадки?

- Нет, должен быть допущен весь экипаж. (насколько я знаю, посадки при такой погоде на пассажирских судах не особо практикуются, обычно грузовики так садятся, да и аэропортов допущенных по CAT III C ICAO не так уж и много в мире, а уж погоду такую поймать практически не реально)

92) Если метео условия минимум, например, в Домодедово не позволяет сесть, а топлива до Нижнего или Питера не хватает, куда следует садиться?

- В аварийных ситуациях, посадка ниже минимума оправдана. Другой вопрос, почему топлива не хватает до запасного ?

  Я написал "теоретически". Не дай Бог, конечно) А Внуково и Шереметьево являются запасными для Домодедово?

- Да, являются, но смотря для каких авиакомпаний (каждая компания сама выбирает (заключает договор) запасной)

А в каком-то исключительном случае возможна ли посадка пассажирского борта на Чкаловский, Жуковский, Кубинку, Остафьево, Быково?


- Ну в аварийной ситуации то без разницы куда.

93) 1. Почему (не раз слышал) постоянно и прерывисто воют гидромоторы (решил что это - они) на Эйбасах 320 при выпуске шасси, закрылков. Не всегда, не на всех ЛА но часто "подвывают"? Есть даже запись этого. Почему?
      2. Как и кто считает потребное топливо на двухместных самолетах?


   1. Подвывают наверное потому, что работают.
   2. Решение о заправке принимает КВС. Рассчитать необходимую заправку занимает времени одну минуту, максимум две.
Расчёт прост. Знаем вес пустого самолёта, знаем коммерческую загрузку на рейс (пассажиры, багаж, груз), знаем время полёта до пункта назначения, знаем время полёта до запасного если что, знаем максимальный посадочный вес. Осталось узнать максимальный взлётный и количество топлива. К пустому весу самолёта прибавляем вес загрузки, получаем ZFW (вес снаряженного самолёта без топлива )эта величина неизменна. Зная необходимое количество топлива на полёт (время то полёта известно) прибавляем его к максимальному посадочному весу (таким образом узнаём максимально возможный взлётный вес (если возьмём топлива больше, то не сожгём его до посадки и придётся садиться с превышением максимального посадочного веса, а это уже нарушение) Зная максимальный взлётный вес отнимаем от него ZFW и получаем максимально возможную заправку. Всё)

94) Почему при густом тумане (визуально) в Европе (точно в Праге, ибо живу в районе Рузине) самолеты взлетают и садятся, а при таком же в РФ (точно в Екатеринбурге, в Кольцово) погода считается нелетной? Разные типы оценки тумана у диспетчеров?

- Прага сертифицирована по минимуму погоды CAT III ICAO, а Кольцово нет. (нет такого светового оборудования на полосе как в Праге)

95) 4-е раза летал в Волгоград из Москвы. Из них 2 раза самолет с высоты 10-ти метров (по моим оценкам) включал "форсаж" и взмывал в небо. Пилот объясняли, что обледенение полосы. Почему они это узнавали на высоте 10-ти метров, а не заблаговременно? Во время второй посадки наш самолет вынесло за пределы ВПП, выглядело это как занос у автомобиля, скорее всего это было связано с тем, что полоса так и не была очищена от льда. В СМИ написали, что произошел инцидент во время руления. Почему не сказали правду? Где можно узнать решение прокуратуры?

- На гражданских самолётах нет форсажа. Почему узнавали на высоте 10 метров, сказать не могу, (причину может сказать только командир вашего рейса и диспетчер) Вы выкатились с полосы, о чём СМИ и сообщило. Однако нужно понимать, что СМИ выпускает новости не особо заботясь о соблюдении терминологии, (для них, что в процессе пробега выкатиться, что при рулении - одно и тоже) от чего возникает двухсмыслие, а у специалистов вопросы.
Если в вашем случае не было пострадавших, то никакого решения прокуратуры нет, потому, что прокуратура не занимается такими вопросами.

96) Как самолет поворачивает на земле? Ведь руля как на машине нет.

- Tiller (ручка управления передней стойкой) или педали :)

А, что делают педали? Притормаживают основные шасси или поворачивают переднюю стойку?


- Подтормаживают основные справа и слева соответственно :)
- В полёте педалями управляют рулём направления (вертикальная рулевая поверхность на хвосте) На земле педали это тормоза.
- Если педалями двигать, то значит управлять рулём направления (влево, вправо). А если нажимать на их верхнюю часть, то тормозить колёса, а если ещё нажимать и двигать, то тогда будет тормозить то колесо сильнее, какую педаль больше сунул.

97) Летел прошлым летом на Сицилию итальянским лоукостером. После взлета отметил, что нет "просадки", которая бывает после убора механизации. Поглядел в окошко - механизация отклонена. Гладким крыло стало минут через 15 после взлета. Отчего такой режим? Мне всегда казалось, что механизацию убирают совсем скоро после отрыва. Могу сказать, что сразу после отрыва вошли в облачность которая продолжалась минут двадцать. Думаю, что ясное небо мы увидели после 5 тысяч (мне так кажется).

- Существуют определённые методики взлёта. В очень многих городах мира есть правила взлёта с уменьшением шума. Для того, что бы уменьшить звуковое давление, не обязательно взлетать на пониженной мощности, можно так же просто быстро уйти от земли. Для максимальной скороподъёмности, закрылки убирать не нужно (лучше лететь с меньшей скоростью, но набирать очень быстро высоту). И такое очень часто практикуется. Взлетаем, начинаем набирать как можно энергичнее высоту, а потом на 3000-4000 разгоняемся и потихоньку убираем закрылки.

98) Почему у военных транспортников и тяжелых бомбардировщиков винтовые двигатели?

- Скорее всего Вы имеете ввиду Ан-22 и Ту-95 ? Ну наверное потому, что самолёты были разработаны и сделаны в 50-х годах прошлого века и тогда ещё не было просто достаточно мощных и надёжных ( а главное экономичных) реактивных двигателей. Более позднии разработки уже все с реактивными двигателями. Тяжёлые Бомбардировщики Ту-22М3, Ту-160 и тяжёлые транспортники Ил-76, Ан-124(Руслан)

99) Почему только у Ту-144 на скорости меньше 240 узлов или при РУД в положении больше 90% практически не работает система вертикальной стабилизации в автопилоте?

- Ну наверное потому, что на Ту-144 никто не измерял скорость в узлах!

100) Как насчитывается летный стаж пилотам и самолету, когда вы приступаете к рулежке перед взлетом, включаете отсчет времени секундомер я так понимаю, там есть табло в кабине где виден общий налет самолета это как пробег в машине, и второй с замером времени текущего полета, и каким образом и где ведется учет часов летному экипажу, расскажите вы поподробнее как есть на самом деле.

- Вы правы, в самолёте есть некий счётчик налёта часов. Он включается автоматически при запуске двигателей и выключается после остановки. Налёт часов пилота ведётся согласно полётному заданию, которое заполняется вручную, а потом обрабатывается в авиакомпании бухгалтерией и другими специальными службами. Написать задание "от фонаря" не получится, всегда известно, когда самолёт начал запускаться и когда выключился.

Продолжение следует...
x

Оставьте отзыв:

Добавить фото