Найти, сравнить и купить авиабилет

Как аэропорты России защищаются от «птичьей угрозы»


Bird strike – международный термин, обозначающий столкновение самолета с птицами. «Если вам повезет, Bird Strike станет для вас скорее страшным, чем опасным», - так заявила американская журналистка и психолог Ирэн Ливайн (Irene S. Levine) после полета из Ванкувера в Ньюарк на  Airbus, столкнувшимся со стаей чаек. Ирэн считает, что каждый путешествующий самолетом должен знать:

·      В основном столкновения случаются вблизи аэропортов, во время взлета или посадки, на небольшой высоте.

·      Обычно это такие птицы как гуси и чайки или стаи птиц.  

·      Число столкновений растет в связи с ростом популяции птиц.

·      По рекомендациям организации Bird Strike USA, для того, чтобы не подпускать птиц к аэропортам, необходимо: сделать окружающую среду непривлекательной для птиц, отпугивать их или, в крайнем случае, постараться уменьшить их популяцию.  

 

В России такие столкновения тоже довольно часты: от 50 до 70 в год. “Попадание птиц в двигатель самолета или вентилятор - явление частое, и никто от этого не застрахован и не защищен, - говорит летчик-испытатель Александр Акименков. - Для отпугивания птиц обычно применяют шумовые генераторы, соколов и даже вертолеты.” Совсем недавно, 17 апреля, в аэропорту Шереметьево авиалайнер Airbus компании “Аэрофлот” при заходе на посадку столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить самолет, никто не пострадал. 28 августа 2009 года сразу после вылета Airbus А320 из столичного аэропорта Шереметьево в Париж в результате столкновения со стаей птиц загорелся двигатель. Экстренная посадка тоже прошла успешно. 

 

Первое зарегистрированное столкновения самолета с птицей произошло в 1912 году в Калифорнии. Тогда попавшая в рулевое управление чайка погубила и пилота, и самолет. И только через 50 лет авиационная орнитология стала отдельной наукой, изучающей закономерности таких столкновений и описывающей технологические и биологические способы их предотвращения и снижения опасности таких столкновений. Согласно национальному законодательству и требованиям Международной организации гражданской авиации именно аэропорты ответственны за обеспечение орнитологической безопасности полетов, они просто обязаны использовать все возможные технические способы и другие механизмы предотвращения таких столкновений:



В 1967 году проблему предотвращения самолетов с птицами начали исследовать в институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА), позже была создана "Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО)". А в 1981 году специалистами этой группы были выделены 11 советских аэропортов с максимальной степенью птицеопасности, среди них "Внуково" (Москва), "Борисполь" (Киев), "Толмачёво" (Новосибирск), "Пулково" (С.-Петербург), "Кольцово" (Екатеринбург), "Шереметьево" (Москва) и др. Тогда же в этих аэропортах была введена новая штатная должность – инженер по авиационной орнитологии.

 

Позже было установлено, что разные аэропорты имеют разные "орнитоопасные" периоды в течение года. Для "Домодедово" - апрель-октябрь, "Шереметьево" - июнь-июль, октябрь,  "Пулково" - июль-сентябрь. В это время взлет и посадку даже днем самолетам рекомендуется производить с включенными фарами, чтобы уменьшить вероятность столкновения с птицами.

 

В районе "Шереметьево" наибольшую опасность представляют такие птицы, как чайки, галки,  скворцы, утки  и чибисы . В окрестностях "Домодедово" - это  колонии грачей и чайки. Статистика показывает, что чаще всего на таран самолета идут чайки: 45%, дневные хищные птицы - 12%, совы - 10%, воробьиные и кулики - по 7% и другие птицы - 12%.

 

Какие же меры предпринимаются в наших аэропортах для уменьшения числа столкновений с птицами?

 

В 2004 году для аэропорта "Шереметьево" закупили четыре стационарных и одну мобильную биоакустическую установку американской фирмы Bird Gard Super PRO AMP и  четыре механических птицеотпугивателя "Индикатор", выпускаемого в Виннице. Такая биоустановка воспроизводит тревожные крики семи видов птиц и отпугивает птиц в радиусе 220 м. Чтобы птицы не привыкали, прибор имеет различные режимы записей, периодичность включения и диапазоны частот. Располагаются установки по периметру аэродрома. В 2010 году в аэропорту уже действовало 12 таких биоакустических установок.

В 2007 году в столичном аэропорту "Шереметьево" начали применять пиротехнические средства для отпугивания птиц. Модернизированные ракеты, произведенные на челябинском заводе "Сигнал", не причиняют птицам вреда, а только распугивают громким хлопком.

 

В 2009 году в "Шереметьево" установлены противоприсадочные шипы, называемые "Еж". Это механическое препятствие, не позволяющее птицам садиться на объекты аэродромного поля. Во время суточной миграции птицам нужно остановиться, отдохнуть. "Еж" создает птицам дискомфортные условия, не давая осуществить посадку в пределах аэродрома. Это устройство абсолютно безвредно для птиц, его можно использовать круглый год.

В аэропортах "Домодедово" и «Внуково» птиц помогают разгонять хищные птицы: ястребы и соколы. Ручные хищники особенно активно используются в "Домодедово". Аэропорты Санкт-Петербурга  и Нижнего Новгорода тоже переняли опыт столицы.


Пресс-служба управляющей компании аэропорта "Пулково" 17 апреля этого года сообщила, что для  снижения риска столкновения птиц с самолетами введены в эксплуатацию четыре газовые пушки и установлены десять зеркальных шаров. Первая взлетно-посадочная полоса оборудована современной биоакустической системой, на второй такая система модернизирована, размещенные вдоль полос видеокамеры позволяют контролировать ситуацию и управлять биоакустикой. Летом аэропорт планирует закупить портативные лазеры для установки в зонах нежелательного появления птиц.

 

Аэропортам приходится бороться не только с птицами, но и с размещением вблизи них мусорных свалок. Ведь размещение такой свалки в радиусе до 13 км от аэродрома - нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, поскольку ухудшает орнитологическую обстановку на приаэродромной территории. Проводится также вырубка леса и мелиорирация заболоченных участков вблизи  аэропортов.

 

Последний bird strike-инцидент произошёл буквально на днях: 20 апреля ночью вынужденную посадку совершил самолёт компании Delta Air Lines - при взлете в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди в его правую турбину попала птица. Согласно стандартам США, крылья и фюзеляж самолётов должны выдерживать удар от столкновения с птицей весом 2 килограмма, а хвост - с птицей весом 4 килограмма. Поэтому во всем мире ученые думают над задачей, как защитить самолет от птиц. И при испытаниях самолеты испытывают на «птицестойкость»: из специальных пушек самолет обстреливают птичьими тушками. Согласно международным стандартам продать самолет, не прошедший такое испытание, нельзя.

x

Оставьте отзыв:

Добавить фото

Блок на странице статьи для тега "аэпрорты"