Найти, сравнить и купить авиабилет

Обзор состояния наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах РФ

06.06.2012

Комитет АЭВТ по аэропортовому и наземному обслуживанию представляет анализ наземного обслуживания воздушных судов. За период 2005-2011г.г. он проводится в четвертый раз, предыдущий выполнен в 2009 году.


Материалы представлены по 56 аэропортам. В основном оценке подверглись состояние аэродромов и обеспечение спецтехникой и спецавтотранспортом, взаимоотношения авиаперевозчиков и аэропортов, проблемы авиатопливного обеспечения, ситуация с внедрением системы безопасности выполнения наземного обслуживания (ISAGO).


1. В настоящее время из 315 аэродромов РФ 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть. Имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием  только 74, из которых 9 требуют срочной реконструкции. Системой светосигнального оборудования обеспечены 82 аэродрома, а  системой ОВИ 74 аэродрома. Основной причиной создавшегося положения является недостаточный объем инвестиций. В 2011 году освоено капитальных вложений на объектах реконструкции и строительства наземной инфраструктуры аэропортов более 33 млрд. рублей, тогда как по оценкам специалистов ежегодно требуется не менее 70.0 млрд. рублей. Как положительные итоги этой работы можно отметить, что в 2011 году  введены в эксплуатацию ИВПП в аэропортах Минеральные Воды, Анапы, Горно-Алтайска и Менделеево (остров Кунашир).  Ведется интенсивная реконструкция аэродромных комплексов аэропортов Владивостока,  Сочи, Казани, Краснодара, также аэропортов Московского авиационного узла.  


По оценке авиаперевозчиков АЭВТ в 2011 году состояние  аэродромных покрытий в целом ухудшилось. Объёмы капитальных вложений в поддержание их уровня значительно меньше требуемых. Особенно неудовлетворительно выглядит ситуация с состоянием аэродромных покрытий в аэропортах Красноярска, Улан-Удэ, Уфы, Челябинска.


2. Во многих аэропортах РФ существует проблема модернизации спецтехники и спецавтотранспорта для наземного обслуживания ВС, что не позволяет осуществлять услуги высокого качества, совершенствовать  технологические графики  оборота воздушных судов. Неудовлетворительная ситуация с модернизацией спецавтотранспорта наблюдается в аэропортах Абакана, Братска, Новокузнецка, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Ставрополья.


Вместе с тем, отмечается положительная тенденция по приобретению аэропортами и обслуживающими компаниями нового оборудования  и спецтехники. В этом контексте следует отметить аэропорты Кемерово, Норильска, Омска.


3. В течение года в АЭВТ поступали письма и обращения от авиаперевозчиков, относительно нарушений правил применения нормативных документов аэропортами, в основном связанные с завышением тарифов за различные виды наземного обслуживания.


Так, несмотря на разъяснение ДГП МТ РФ  № 01-01-02/3208 от 29.09.2010 г., помимо установленного тарифа за внутреннюю уборку воздушных судов, взимается дополнительная плата за отдельные элементы услуг (использование пылесоса, раскладка ремней безопасности и др.).  Помимо тарифа за коммерческое обслуживание пассажиров в некоторых аэропортах установлена услуга "Дополнительное обслуживание пассажиров и багажа",  которая оказывается при регистрации трансферных пассажиров.  Ряд аэропортов оказывает противодействие допуску к техническому обслуживанию ВС работников авиакомпаний, прошедших специальную подготовку. Ответы и  разъяснения,  данные ДГП ГА МТ  РФ по этим и  аналогичным   проблемам,  в аэропортах  не выполняются.


Аэропорт Храброво (г. Калининград)  ввел тариф за продление регистрации пассажиров, который не регламентирован Приказом МТ РФ от 02.10.2000 г. № 110. К тому же при входе в аэровокзал установлен всего лишь один пункт досмотра, который создает очередь и способствует опозданию пассажиров на рейс. Аэропорт регулярно пересматривает в сторону увеличения тарифы на дополнительные услуги, не регистрируемые в ЦРТ. В аэропорту Пашковский (г. Краснодар) прекращено оказание услуг по доставке пассажиров бизнес - класса  к/от ВС отдельным транспортом.  Перевозчики вынуждены приобретать эти услуги по более высоким ценам. Практически каждый месяц аэропорт Минеральные Воды направляет авиаперевозчикам новые завышенные прейскуранты аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание ВС. Участились случаи применения  аэропортами сборов за сверхнормативную стоянку ВС, несмотря на согласованные слоты, предусмотренные расписанием. Ряд аэропортов, особенно в восточной части страны, сокращает  регламент работы, исключая  ночной период и переходя на дневное расписание полетов, что создает для авиаперевозчиков проблемы в использовании самолетного парка.


Доля операторов ISAGO (по данным IATA) в аэропортах России и стран СНГ составляет всего 3%. У поставщиков наземных услуг (аэропорты/компании по наземному обслуживанию) в условиях устоявшейся монополии отсутствует какая-либо заинтересованность в сертификации по этой программе.   


4. Не изменилась в лучшую сторону и ситуация с топливным обеспечением воздушных судов.  Цены на авиатопливо конца 2011 года превысили цены кризисного лета 2008 года. Усугубляют положение и действия топливозаправочных компаний, произвольно и необоснованно устанавливающих  цены на услуги по заправке и хранению авиатоплива, которые в разы отличаются по аэропортам.  Российские ТЗК в своей деятельности основной акцент делают на перепродажу топлива авиаперевозчикам, тогда как в мировой практике основной задачей ТЗК является обеспечение качества авиатоплива в технологическом цикле временного хранения и заправки в ВС. Регулирующее влияние ФСТ РФ на формирование цен за хранение авиатоплива в ТЗК далеко не очевидно. В последнее время поднимается вопрос о том, что данная функция ФСТ РФ может быть упразднена. По мнению авиаперевозчиков АЭВТ это совершенно неприемлемо при сохранении имеющего места монополизма.


5. С 2005 года АЭВТ регулярно готовит обзоры по состоянию наземного обслуживания ВС, размещая их в средствах массовой информации и направляя в органы авиационной администрации. Однако ситуация с наземным обслуживанием остается на прежнем уровне.


Инфраструктурный кризис в ГА является сегодня основным сдерживающим фактором развития авиаперевозок. Устаревшее оборудование, архаичные методы наземного обслуживания, необоснованный рост цен на услуги при крайне низком их качестве создают проблемы по развитию внутренних перевозок. Монопольное положение на рынке при отсутствии рыночного регулирования фактически не дает возможности развиваться современным методам наземного обслуживания ВС. Ситуация требует принципиально иного взгляда и действий со стороны авиационных властей.


Информация дублируется из интернет-источника: www.ato.ru



Источник: http://www.aeroomsk.ru/main.php?id=1&nid=62

x

Оставьте отзыв:

Добавить фото