Найти, сравнить и купить авиабилет

Рождение крылатой машины

Что такое самолёт?
Для кого-то это средство передвижения. Чем-то сродни автомобилю, но гораздо быстрее. Быстрее настолько, что за считанные часы обладатель авиабилета может оказаться на другом конце планеты.

Для кого-то самолёт — это ещё и объект страсти, воплощение эстетики и совершенства.
Люди, фотографирующие лайнеры, часто слышат от чрезмерно бдительных сотрудников САБа ещё и фразу «это стратегический объект». Но одно можно сказать точно.
Людей, абсолютно равнодушных к авиации, практически нет.

Для меня самолёт — это впечатления. Независимо от того, как живёт и о чём мечтает человек, самое ценное в его жизни — это впечатления. Знакомство с другими странами и культурами, вдыхание бриза Атлантики и закат на Бали, погоня за счастьем и встреча с любимым человеком... Вы можете вести какой угодно образ жизни, быть романтиком или прагматиком, безработным или миллионером, — всё, что вы делаете, вы делаете ради впечатлений.

Для меня до сих пор остаётся загадкой, как куски металла, извлечённые из недр Земли теряют свою тяжесть и неуклюжесть, превращаясь в абсолютно воздушную, стремящуюся в небо конструкцию. Конструкцию, воплощающую в себе квинтэссенцию человеческого гения.
И даже увидев рождение крылатой машины своими глазами, я не разгадал загадку до конца. И очень этому рад. :)

Sukhoi Superjet 100. Вроде совсем недавно мы наблюдали первую, презентационную «выкатку» машины. Сейчас же в цехах в Комсомольске-на-Амуре целая стая этих «птиц» встаёт на крыло. Самолёты для «Газпромавиа», «LAO Airlines», «Interjet», «Sky Aviation», «Аэрофлота»... Здесь бурлит жизнь, здесь невероятно вкусный запах — неповторимый аромат новых, сверкающих краской лайнеров. Лайнеров, которые совсем скоро расправят крылья...


От созерцания этой картины у меня захватило дух. Цех Окончательной Сборки (ЦОС). Волнующее зрелище. Непрерывное, поначалу кажущееся хаотичным, движение. Движение, которое не прекращается даже поздним вечером.

Этот «птенец» пока выглядит абсолютно беспомощным. Сюда, на Участок №1, привозится фюзеляж и осуществляется монтаж дверей, а также стыковка фюзеляжа с килем и стабилизатором. Лайнер обретает оперение.

Киль и стабилизатор изготавливает НАЗ (Новосибирский Авиационный Завод им. Чкалова).

На Участке №1 лайнер обретает свои «нервные окончания» — электросистему. Электросистема самолёта очень разветвлена, монтаж электрожгутов является довольно трудоёмким и времязатратным процессом. Кроме того, после монтажа необходимо произвести довольно большое количество «прозвонов» и проверок. Но процесс можно оптимизировать, спроектировав Сеть таким образом, чтобы как можно большая часть ответвлений была смонтирована ещё в процессе её производства. Сейчас количество соединяемых непосредственно в ЦОС элементов и разъёмов — около 900. На старте проекта SSJ их количество составляло примерно 1500.

Сейчас ведётся довольно наукоёмкая и кропотливая работа по проектированию и вводу в строй новой, усовершенствованной кабельной сети, которая позволит уйти от заделки большого числа электросоединителей на борту самолёта. Для этого используется опытный комплект электрожгутов.

Вот самолёт 95036 для мексиканской авиакомпании Interjet, который сейчас находится на Участке №2. Монтаж электрожгутов его кабельной сети был осуществлён в Цехе Сборки Фюзеляжа, до поступления в Цех Окончательной Сборки. Ранее же эти работы осуществлялись в ЦОС. Как с улыбкой сказал представитель ГСС, завод — «организм молодой и растущий». :) Поэтому в процессе производства проводится большое количество исследовательских работ по оптимизации процессов. Приглашаются консультанты. Это позволяет выявить потери времени, которые не всегда сразу очевидны. В итоге скорость выполнения отдельных операций была увеличена на порядок.


На Участок №2 фюзеляж с пристыкованным оперением перемещается с помощью крана.
Именно здесь длинная труба обретает крыло, антенны, шасси. 
Кстати, при проектировании лайнера была предусмотрена возможность установки на основные стойки тележки для эксплуатации на грунтовых аэродромах. В нишах шасси предусмотрено пространство для тележки.

Устанавливается носовой обтекатель.

Участок №3. Здесь завершаются работы по по электросистеме, происходят её испытания, закрытие документации и проверка ОТК. Монтируются створки шасси.

Также здесь ведётся монтаж сначала каркаса, а затем и самого обтекателя стыка «крыло — фюзеляж».
Обтекатель стеклопластиковый (с резиновой окантовкой) и производится на ВАСО. Под обтекателем нанесено антикоррозионное покрытие Динитрол (серого цвета).

Участок №4. Здесь производится испытание пассажирской кабины и кокпита на герметичность.
Наддув осуществляется от внешнего источника, поскольку запустить в цехе двигатели или ВСУ не представляется возможным. Да и двигателей пока нет. :)


Также выполняется ряд испытаний, связанных с гидросистемой; проверка герметичности трубопроводов.

Участок №5. Здесь завершается монтаж авионики и бортового радио-электронного оборудования. 


Также здесь производится промывка гидросистем.
Для проверки геометрии производится первая уборка шасси (от наземного стенда, который подаёт давление в гидроцилиндры).

Участок №6. Здесь ведётся монтаж маршевой силовой установки (двигателей), самолёт устанавливается под ток.

Двигатель заботливо укутан, словно младенец. :)


Пассажирский салон до установки интерьера.
Эти работы, также как и покраска, могут быть произведены в Ульяновске, а также в Чехии или Италии.

По завершении всех работ и закрытия комплекта соответствующей технологической документации лайнер устанавливается на участок №7, где завершаются работы по приёмке самолёта службой контроля и независимой инспекцией.
После этого борт поступает на Лётно-Испытательную Станцию (ЛИС).

Лётно-Испытательная Станция — это этап, на котором лайнер учится летать.

Многие задаются вопросом: как ГСС справится с наращиванием производственных мощностей? Одним из путей решения этой задачи является оптимизация процессов, которая даёт существенный рост скорости прохождения самолётом всех этапов — от стыковки секций фюзеляжа и монтажа электрожгутов до первого отрыва от бетона ВПП.

Результатом этих работ станет наращивание темпа производства.
Внедрена масса программ по обучению персонала. Сейчас работа на заводе ведётся без выходных в три смены. Этот кадр сделан в районе полуночи.

Новый лайнер с заводским номером 95025 в комплектации «Full» совершает полёт по программе заводских испытаний. И совсем скоро в его салоне прозвучат слова «Добро пожаловать на борт авиакомпании Аэрофлот — Российские авиалинии»!


x

Оставьте отзыв:

Добавить фото