Найти, сравнить и купить авиабилет

Код-шеринг для авиакомпаний и пассажиров

Случается так, что пассажир покупает билет на рейс Москва-Париж компании «Аэрофлот». Но в путь он отправится на самолете, принадлежащем Air France. Или же компания Air Berlin продает билеты до Екатеринбурга, хотя ни один ее самолет туда не летает. Смысл в том, что в Москве пассажир пересядет на самолет S7 Airlines до Екатеринбурга. Причем билет на этот рейс ему продадут еще в Берлине.

Код-шеринг подразумевает заключение договоров между авиакомпаниями с целью совместного использования воздушных линий. В этом случае перевозчик называется оперирующим партнером, а остальные участвующие компании — маркетинговыми партнерами. Рейс обозначается кодами обеих компаний. В первом из наших примеров код рейса будет AF/SU, второй случай — S7/AB. Билеты на такой рейс вправе продавать обе авиафирмы.
В результате код-шеринг дает авиакомпаниям весомые преимущества, которые последние предоставляют пассажирам. Однако иногда такие преимущества оборачиваются для клиентов определенными проблемами.
Широкие возможности
Код-шеринг — механизм коммерческого расширения маршрутной сети за счет виртуальных сегментов, на которых перевозку пассажиров осуществляет другая фирма. Например, клиенту нужно попасть из пункта А в пункт В и авиакомпания обязана доставить пассажира. А что делать, если общий пассажиропоток на этом маршруте небольшой? Нести большие издержки или удорожать стоимость билетов? Для этих целей компании прибегают к код-шерингу. В результате в пункте С клиент пересядет на партнерский рейс, восприняв это как обычную пересадку. В таком случае обе авиакомпании несут ответственность за пассажира. Конечно, клиент и сам может купить два билета, из А в С и из С в В. Но тогда в случае опоздания первого рейса никто не будет задерживать вылет второго. В этом кроется удобство код-шеринга для пассажиров.
Авиакомпании с помощью код-шеринга получают возможность удержать клиента, который в противном случае достался бы конкурентам. Чтобы увеличить привлекательность, компании заключают соглашения SPA (Special Protate Agreement). В результате билет на код-шеринговом маршруте с пересадкой стоит обычно дешевле, чем отдельные перелеты по сегментам A-C и С-В. Сумма скидок может достигать двукратной величины. Та же тенденция сохраняется, если рейс с пересадкой выполняется одной компанией.
Таким образом, авиакомпании заключают соглашения о код-шеринге для расширения воздушной сети и для совместной загрузки рейсов по последовательному маршруту. Как пример — Air berlin и S7 Airlines, совместно обслуживающие маршрут Берлин-Москва-Екатеринбург. В мире сотни и тысячи подобных маршрутов. Сотрудничество носит двусторонний характер. Иностранные компании продают билеты под своим кодом на внутрироссийские рейсы. А российские авиаперевозчики предлагают билеты на рейсы в Европе. Так, Аэрофлот продаст вам билет на рейс из Парижа, а S7 Airlines поможет вылететь из Мадрида на самолете компании Iberia.
Код-шеринговые соглашения стали новым этапом либерализации рынка авиаперевозок в России. Мировая и Российская практика — запреты на внутренние перевозки для иностранных компаний.
Конкуренция или сотрудничество?
Есть и другой вариант код-шерингового соглашения. Он заключается в том, что авиакомпании продают билеты на параллельные рейсы друг друга по одинаковому маршруту. В итоге частота полетов каждой компании повышается, из-за продажи билетов на чужие рейсы как собственные. Конечно, в подобных соглашениях прописывают все нюансы. Например, количество мест, которые другая авиакомпания может продать в конкретном рейсе. К примеру, по маршруту Москва – Париж 5 раз в день летают самолеты «Аэрофлот» и 5 раз Air France. Но так как между компаниями заключено код-шеринговое соглашение, пассажиры могут выбрать в промежутке с 8.00 до 21.00 любой из десяти рейсов.
Что это дает авиакомпаниям? Таким способом удается избежать увеличения количества самолетов, выполняющих рейс. Избыток их может привести к демпингу. В нашем примере каждая из компаний выполняет всего 5 рейсов в день, однако в расписании указывают все 10. Это дает возможность при меньшем количестве провозных мощностей обеспечивать частые полеты.
Учтем факт, что интересы пассажиров и авиакомпании часто прямо противоположны друг другу. Особенно в ситуации, когда на маршруте международного сообщения действуют по одному уполномоченному перевозчику с каждой стороны, как определено в межправительственном соглашении. Невозможно понять, конкурируют компании или сотрудничают по код-шеринговым соглашениям. В вышеназванном примере Air France и «Аэрофлот» к тому же состоят в одном глобальном авиационном альянсе SkyTeam, да еще и обладают эксклюзивными правами на маршрут Москва-Париж.
Подобные схемы в Европе уже стали предметом антимонопольных расследований. Известны рассмотрения код-шеринговых договоров между TAP Portugal и Brussels Airlines, а также между Turkish Airlines и Lufthansa. Еврокомиссия решила установить, нарушают ли эти соглашения на параллельных линиях антимонопольное законодательство. По результатам расследования будет строиться коммерческое сотрудничество авиакомпаний в Европе и России.
Мировые альянсы авиаперевозчиков
Код-шеринг используют авиакомпании всего мира для коммерческого взаимодействия в составе глобальных альянсов. В настоящее время существует три ведущих мировых альянса: Oneworld, SkyTeam и Star Alliance. Они конкурируют друг с другом в глобальном масштабе. Российский «Аэрофлот» принадлежит к SkyTeam, S7 Airliner — к Oneworld. Star Alliance пока не представлен в РФ, ожидается вход в него российской компании «ЮТэйр».
Сотрудничество в рамках альянсов носит многосторонний характер, это и объединенные маршруты, и согласованные бизнес-процессы. Участники альянсов преследуют цель создать общую маршрутную сеть, максимально удобную для пассажиров, выстроить обслуживание на едином уровне в течение любого полета. Для этого также существуют программы стимулирования частых клиентов, по которым осуществляется взаимозачет бонусных миль. Конечно же, между программами бонусные мили не переходят. В результате всех этих усилий пассажир видит перед собой по сути одну огромную авиакомпанию с множеством рейсов и бонусов.
x

Оставьте отзыв:

Добавить фото